О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

ТЕХНИКИ

Акватинта

(от итал. aqua - вода и tinta - краска, тон) - разновидность офорта. Изобретена во второй половине XVIII века французским гравером Ж.-Б. Лепренсом. Рисунок гравируют иглой по офортному лаку. Дополнительный зернистый тон, характеризующий акватинту, получают путем травления кислотой доски, покрытой крупинками канифоли. Для того, чтобы крпинки канифоли слиплись между собой и прилипли к доске, доску нагревают на огне. При травлении кислота действует на доску только в промежутках между крупинками. Травление может производиться в несколько приемов или на одном участке (предварительно остальная часть доски покрывается лаком). Канифоль придает оттиску зернистый характер. Чем больше нагревают доску с канифолью, тем мельче становится зерно канифоли. Цветные оттиски печатаются с нескольких досок. В отпечатке акватинта напоминает рисунок акварелью или тушью.

В России не получила широкого распространения, хотя к ней прибегал ряд мастеров, в частности, И.Х. Майр. 

Карандашная манера

Получила распространение во второй половине XVIII века. Вид гравюры на металле; является комбинированной техникой - наполовину резцовой, наполовину офортной. Гравируется по офортному лаку рулетками различных видов (ручки с зубчатыми колесиками) и митуаром (пестик с насаженными зубцами). После травления линии усиливаются штихелем, иглой и рулетками прямо на доске. В гравюре карандашной манерой чаще всего воспроизводят рисунки сангиной, карандашом, углем, пастелью. Можно также гравировать исключительно механическим способом по доске без применения грунта и травления. Нередко использовалась в сочетании с пунктирной техникой. В России крупнейшим мастером карандашной манеры был А.Г. Ухтомский. 

Лавис

(фр. lavis - размывка) - разновидность офорта. Известна с 1780-х годов. Рисунок наносится приемом иглового офорта. Тональность получают путем травления кислотой, которую наносят на доску кистью. Границы тонового пятна резко очерчены. Оттиск лависа напоминает работы, исполненные акварельными красками. Техника позволяет получить с одной доски не более 30 качественных отпечатков.  

В русском искусстве гравюры лависом создавались эпизодически, наиболее известны работы А.Н. Оленина, Н.А. Львова, И.Х. Майра. 

Литография (Плоская печать)

(от греч. líthos - камень и gráphō - пишу, рисую) - вид тиражной графики. Изобретена в 1797 году немецким гравером и издателем И.А. Зенефельдером. Рисунок выполняют на камне специальным жиросодержащим (литографским) карандашом и пером и кистью. При рисунке карандашом применяют зернистый или корешковый камень (для придания зернистости камень подвергают специальной обработке), при рисунке пером и тушью - гладко полированный камень. Поверхность камня после нанесения рисунка обрабатывается кислотой. Места, покрытые литографским карандашом или тушью, не подвергаются действию кислоты и потому воспринимают краску при печатании. Места же, свободные от рисунка, напротив, после травления лишаются способности воспринимать краску. После травления кислотой рисунок смывают скипидаром, камень покрывают типографской краской и производят печатание оттисков. Оттиски печатают на особом прессе - станке; одноцветные - с одного камня, многоцветные - с нескольких.

В России искусство литографии зародилось в 1816 году с открытием литографской мастерской при Военно-топографическом депо карт и достигло расцвета в 1820-х - 1840-х годах. Крупнейшими мастерами русской литографии являются А.О. Орловский, П.Ф. Соколов, К.П. Беггров, И.С. Щедровский, С.Ф. Галактионов. 

Меццо-тинто или черная манера

(от итал. mezzo - средний и tinto - окрашенный, тонированный) - разновидность гравюры на металле. Возникла в середине XVII века. Перед гравированием черной манерой медную доску делают шероховатой, обрабатывая ее качалкой (лопаткой с дугообразным краем). Набитая краской такая доска дает темный бархатистый оттиск. Рисунок на доске получается путем выглаживания шероховатостей гладилкой и проскабливанием шабером (трехгранным полированным стержнем). На светлых местах доска полируется начисто. Особенностью черной манеры являются плавные "живописные" переходы от темного к светлому. При печатании доски быстро стираются, поэтому допускают небольшое число оттисков. Цветной оттиск печатается с одной доски, после каждого оттиска доска раскрашивается вновь.

Ведущими мастерами черной манеры в России были И. Штенглин, Д. Уокер и И.А. Селиванов.

Мягкий лак или срывной лак

Разновидность офорта. Получила распространение во второй половине XVIII века. Обычный офортный лак смешивается с салом, после чего он становится вязким. Этой смесью покрывают доску, на которую накладывают бумагу и карандашом выполняют рисунок. Затем бумагу снимают с доски. В тех местах, гда карандаш нажимает на бумагу, лак прилипает к ней и легко отстает от доски. При травлении кислота действует на доску только в местах, освободившихся от лака. С протравленной доски лак смывают горячей водой, покрывают краской и производят печатание. Гравюра мягким лаком напоминает рисунок карандашом.

В России в этой технике работали О.А. Кипренский, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.Е. Мартынов. 

Офорт

(фр. eau forte - крепкая водка, т.е. азотная кислота) - разновидность гравюры на металле. Возникла в начале XVI века. Доску (как правило, медную, стальную или цинковую) покрывают лаком (из смеси смол и гуммиарабика), стойким к действию кислоты. На лак наносят рисунок, который затем процарапывается иглой. Процарапанный рисунок подвергают травлению. Кислота действует на доску только в местах, свободных от лака. После травления лак смывают горячей водой, набивают тампоном краску и производят печатание на станке. В офорте часто применяется печатание тоновым пятном, так называемое печатание с затяжкой (растирание краски на доке при помощи марли). Затяжка придает оттиску дополнительный тон. Офортом называют не только способ гравирования, но и полученный с его помощью оттиск. 

В России расцвет офорта связан с работой мастеров петровской эпохи - А. Схонебека (Шхонебека), А.Ф. Зубова, П. Пикарта. 

Пунктир или пунктирная (точечная) манера

(от нем. puktieren - отмечать точками; лат. punctum - точка) - разновидность гравюры на метале. Известна с конца XV века. Как и карандашная манера, является комбинированной техникой - наполовину резцовой, наполовину офортной. Первый этап работы идет по офортному грунту, затем после травления и смывания грунта - непосредственно на доске. Изображение строится из системы точен различной глубины и величины, которые наносятся иглами, колесиками и рулетками. Цветные оттиски печатаются с одной доски.

В России техника применялась с 1730-х годов в сочетании с работой офортной иглой и резцом. Выдающимся мастером собственно пунктирной манеры был Г.И. Скородумов.

Резец или гравюра резцом

Возникла во второй половине XV века. Гравируется по гладкой поверхности доски (преимущественно медной) специальными инструментами - резцами различных видов (форм). Образующиеся по краям штриха зазубрины - "барбы" - отглаживаются гладилкой. Затем доска набивается краской, излишки которой убираются с гладких поверхностей и на увлажненной бумаге печатается оттиск. Для резцовой гравюры характерен стргий ритмический штрих. Часто гравируется по офортной подготовке. Введение XIX веке стальных досок изменило характер резцовой гравюры. Оттиски со стальны досок сероваты, сухи и не достигают сочности и глубины гравюр на меди.

Выдающимися мастерами классической резцовой гравюры в России были Х.А. Вортман, И.А. Соколов, Г.Ф. Шмидт, И.А. Бесенев, Н.И. Уткин. 

Сухая игла или гравюра сухой иглой

Разновидность гравюры на металле. Возникла во второй половине XV века. Рисунок на доске процарапывается твердой иглой или околком алмаза. Сухая игла легко узнается по барбам, которые не сглаживаются. Они придают бархатистость и мягкость оттиску. Линии сухой иглы не глубокий, более свободные, чем в резцовой гравюре. Техника не допускает большого количества оттисков, так как барбы быстро стираются. Часто применятеся для завершения или подправки офортной доски.

В России применялась с середины XVIII столетия в сочетании с гравированием резцом, офортом, пунктиром. Среди мастеров, прибегавших к технике - Е.П. Чемесов. 

СТИЛИ ИСКУССТВА

Ампир

(фр. empire - империя) - стиль в искусстве первой трети XIX века. Основными источниками для ампира являлись искусство архаики Древней Греции, императорского Рима, Древнего Египта. Главентвующей идеей было утверждение имперского величия. Стилю присущи монументальность, лаконизм форм, обилие атрибутов, символов, аллегорий. Наиболее ярко проявился в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. В русской гравюре черты ампира прослеживаются в произведениях Ф. Вендрамини, С. Карделли, С.Ф. Галактионова, К.П. Беггрова, Н.И. Уткина, К.К. Гампельна, О.А. Кипренского. 

Барокко

(итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, зародившийся в конце XVI века в Италии и распространившийся в других странах Западной Европы. Для барокко характерны тяготение к синтезу искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), контрастность, динамичность, зрелищность, пышность форм, экзальтация образов. В России проникновению барокко способствовали преобразования Петра I; расцвет стиля пришелся на 1740-е - 1750-е годы. Значительнейшими мастерами барокко в России были А. Схонебек (Шхонебек), А.Ф. Зубов, Х.-А. Вортман, И.А. Соколов. 

Классицизм

 - художественное направление и стиль искусства XVII - начала XIX столетия, опиравшееся на искусство античной Греции и традиции Высокого Возрождения. Выделяют два этапа классицизма: 1) классицизм XVII века 2) классицизм второй половины XVIII века (неоклассицизм).  Классицизму отражал идею гармонического устройства общества, основанного на законах разума; стилю свойственны нормативность эстетики, возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и человека. Художественным формам присущи строгая уравновешенность, четкость, пластическая ясность, гароничность. Яркими представителями классицизма в русской гравюре являются Е.П. Чемесов, Д.Г. Герасимов, А.-Х. Радиг, И.А. Берсенев, Г.И. Скородумов, Д. Уокер И.-С. Клаубер, И.-Х. Майр, Е.О. Скотников, А.Г. Ухтомский, И.В. Чесский, С.Ф. Галактионов. 

Рококо

(фр. rococo, от орнаментального мотива рокайль) - стиль искусства 2-й четверти - середины XVIII столетия. В отличие от барокко, рококо не присущи монументальность, торжественность, парадность. Стиль обращен к домашнему обиходу и его нуждам. Для него характерны  светская направленность, декоративность, изысканность форм, обилие орнаментальных мотивов из завитков, раковин, цветов. В России стиль практически не проявился в чистом виде и существовал в соединении с барочной традицией. В русской гравюре черты рококо можно увидеть в произведениях И.А. Соколова, Г.А. Качалова, Г.Ф. Шмидта. 

Романтизм

 - направление в искусстве, получившее распространение в конце XVIII - первой половине XIX столетий. Романтизм возник как реакция на рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения. Как особый вид мировоззрения и как художественное направление романтизм был основан на устремлении личности к безграничной свободе, на ее тяготении к бесконечности и духовному совершенству, утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке, пробудил интерес к фольклору, национальной истории, этнографии. В русской гравюре нашел отражение в произведениях А.О. Орловского, О.А. Кипренского, А.Г. Ухтомского, Ф. Вендрамини.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ ТЕРМИНОВ

Приводятся основные графические термины с наиболее распространенными сокращениями, встречающиеся на гравюрах

ad vivum (лат.) - с натуры
compose (франц.) - завершенный
d`après nature (франц.) - с натуры
delineavit, delin., del. (лат.) - рисовано
dessine (франц.) - нарисовано
engraved (англ.) - гравировал, резал
excudit (лат.) - высечено
fecit, fec., fc. (лат.) - сделал
grave (франц.) - гравировал
graveur (франц.) - гравер на металле
gezeichnet (нем.) - нарисовано
invenit, inv. (лат.) - сочинил, изобрел
original (англ.) - подлинный
painted (англ.) - написано красками
peint (франц.) - написано красками
pinxit, pinx. (лат.) - написано красками
printed (англ.) - отпечатано
proof (англ.) - оттиск
published (англ.) - опубликовано, издано
sculpsit, sculp., sc. (лат.) - вырезал

Сайты Музея