О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

ОРЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ

1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург

ГРИФОНАЖ С ГОЛОВОЙ КАЛМЫКА, КОРОВОЙ И ПОРТРЕТОМ ДЖ. КВАРЕНГИ

Первая половина 1810-х

Офорт. 130х195 мм. (поля обрезаны)

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-2130

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 1, стб. 552, №4; Т.2, стб. 1391, 1396, №3

Данный грифонаж, состоящий из переведенных на офортную доску беглых набросков различного содержания, несомненно отражает интерес собирателей первой трети XIX века к коллекционированию графики как самостоятельного вида искусства, где демонстрация мастерства художника: виртуозное владение техническими приемами, изысканность линии и общего композиционного решения играли куда большую роль, чем содержательная сторона произведения. Сосуществование в одной композиции совершенно разноплановых по характеру изображений (голова калмыка, портреты Д.А. Олсуфьева и Дж. Кваренги, крестьянин с посохом, корова, двое беседующих на фоне пейзажа) способствовало репутации Орловского как чрезвычайно разностороннего художника, без труда справляющегося с любым жанром. Офорт являлся своего рода визитной карточкой мастера: в изображениях без труда угадываются мотивы его рисунков. Так, архитектор Кваренги, с его характерной внешностью и огромным носом, неоднакратно попадал на сатирический карандаш Орловского. В собрании ГМИИ имеется рисунок соусом и сангиной - "Нос архитектора Джакомо Кваренги" (1809), в коллекции ГРМ - целая серия шаржей. Рисунки и живописные произведения этнографического характера, с изображением типажей и быта башкир, киргизов, калмыков, черкесов также весьма характерны для творчества художника. В этой связи небезынтересна трактовка отдельных деталей композиции. Так, исследователь русской гравюры Д.А. Ровинский считал голову "в круглой шапочке" автопортретом. Однако, сравнение с другими автопортретами Орловского не подтверждает это предположение. Вероятнее всего, это голова черкеса, что находит аналогии в оригинальной графике (акварель "Всадник-черкес" из собрания ГРМ)