О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

СОКОЛОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Около 1717, Москва – 1757, Санкт-Петербург

ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

1746

По оригиналу Л. Каравака

Офорт, резец, пунктир. 621х435; 430х295 мм.

Внизу слева: Peint par L.Carauaque Ir. Peintre de S.M.I. de T. les R.; справа: Грыд. Iванъ Соколовъ при Акад. Наукъ. В С.П. бургѣ 1746.

В картуше: Елисаветъ I. Императрица и Самодержица Всероссïйская. Elisabeth I Russorum Imperatrix.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-3547

Справочники: Le Blanc, Ch. Manuel de l`Amateur d`Estampes. Paris. 1854 - 1856. Vol. 3, p. 550, №5; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 2, стб. 933, №7; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 949, №23; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 1, стб. 509, №7

Портрет был выполнен с целью прекращения распространения лубочных портретов Елизаветы Петровны, которые появились на прилавках торговцев в начале 1740-х годов. Гравюра была заказана Соколову в 1744 и окончена в 1746 году. Согласно сенатскому указу от 11 марта 1747 года портрет был объявлен образцовым, а прочим мастерам было приказано, чтобы они "делали и писали на подобие вышеписаннаго и апробированнаго Ея Императорского Величества портрета", под опасением наказания. Гравюра была отпечатана большим тиражом - 1000 экземпляров и разослана в различные правительственные учреждения (подробнее об истории создания портрета см.: Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881, стб. 451 - 457).

В данной гравюре Соколов изменил композицию Каравакка, заключив изображение Елизаветы Петровны в пышное декоративное обрамление из раковин, листьев и завитков, словно подражая пышным золоченым рамам живописных портретов барокко. Гравюра, по словам Э.Ф. Голлербаха, давала достаточно верное представление о внешности императрицы: "она была полна, но достаточно грациозна, обладала изящными руками и тонкой талией, портил ее наружность только приплюснутый нос...".