Портрет был выполнен с целью прекращения распространения лубочных портретов Елизаветы Петровны, которые появились на прилавках торговцев в начале 1740-х годов. Гравюра была заказана Соколову в 1744 и окончена в 1746 году. Согласно сенатскому указу от 11 марта 1747 года портрет был объявлен образцовым, а прочим мастерам было приказано, чтобы они "делали и писали на подобие вышеписаннаго и апробированнаго Ея Императорского Величества портрета", под опасением наказания. Гравюра была отпечатана большим тиражом - 1000 экземпляров и разослана в различные правительственные учреждения (подробнее об истории создания портрета см.: Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881, стб. 451 - 457).
В данной гравюре Соколов изменил композицию Каравакка, заключив изображение Елизаветы Петровны в пышное декоративное обрамление из раковин, листьев и завитков, словно подражая пышным золоченым рамам живописных портретов барокко. Гравюра, по словам Э.Ф. Голлербаха, давала достаточно верное представление о внешности императрицы: "она была полна, но достаточно грациозна, обладала изящными руками и тонкой талией, портил ее наружность только приплюснутый нос...".