О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

ШХОНЕБЕК (СХОНЕБЕК) АДРИАН

SCHOONEBECK ADRIAN

1661, Роттердам – 1705, Москва

«ПРЕДЕСТИНАЦИЯ». ВИД С КОРМЫ

1701

Оттиск второй половины XVIII века

Офорт. 520х635; 506х584 мм.

Внизу справа в картуше: jussu ejusdem caesareae majestatis advivum Delineavit Waroni: Aeri insculpsit eidemque Majestati Summa Cum Veneratione D.D.D. Had: Schoonebeck. Moscua. 1701.

Слева от картуша офортной иглой: jussu Caes: Maj. Ruth: del: ad vivum Waronitz et aeri on fe Moscuae Had Schoonebeck ejusd: C. Bib. et Sculptor Moscua. 1700

В картуше: navis bellicae Sub sti petri orantis nomine ab invictissimo acraepotentiss caesare petro imagno ruthenorum imperatore: dispositae suppositaeque waroniXIXN: MDCIIC peractae. aquasque missae XXVIII apr: MDCC. delineatio exacta.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-6236

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 1229 - 1230, №26

Шестидесятипушечный корабль был заложен в 1698 в Воронеже Петром I. Спуск на воду производился в 1700 в торжественной обстановке: в Воронеж прибыли царевна Наталия Алексеевна, царевич Алексей, иностранные резиденты и бояре. Первоначально (при закладке) корабль назывался "Предестинация" (или "Божие предвидение"), о чем имеются документальные свидетельства (Юрналы Петра I). Однако, как сообщал своему правительству голландский резидент А. ван дер Гульст, присутствовавший на церемонии спуска на воду, корабль наменован "Явление Петра". На корме корабля Шхонебек поместил композицию с коленопреклоненным апостолом Петром, внимающим знаку из облаков. На задней палубе, вероятно, изображены Петр I, Ф.А. Головин и сам гравер (человек, повернувшийся вправо). 

 

Известно, что Шхонебек был послан в Воронеж в 1700 году. Кроме того, он присутствовал во время спука корабля на воду. Как свидетельствует подпись гравера, он рисовал с натуры: "ad vivum deline avit Waroni". Однако, в Воронеже художник мог увидеть только корпус корабля - без мачт, пушек и оснащения, которые устанавливались после спуска на воду. Между тем, он изобразил несущийся на всех парусах, украшенный резьбой корабль. По мнению, М.А. Алексеевой в гравюре Шхонебек решал задачу создания художественного убранства корабля.Тем более что сам гравер называл себя мастером "во украшении кораблей со всякою резьбою".