Картуши «Плана осады Шлиссельбурга» имеют «развернутую» программу, со своим сюжетом и действующими лицами. В верхнем изображен двуглавый орел, непременный участник каждой аллегорической композиции этого времени, и Нептун, льющий воду в Неву. Текст фланкируют две взаимодействующие между собой группы. Марс протягивает «масличную ветвь» городу, который олицетворяет коленопреклоненная женская фигура, преподносящая ему модель крепости и ключ. Рядом с ней лесной бог Фавн с охапкой веток - аллегория обретения новых земель в более широком смысле слова. За Фавном - фигура бегущего - воина с падающим щитом и сломанным мечом. За Марсом расположена группа фигур. Женская с весами - олицетворение справедливости и благоразумия: положив руку на плечо Марсу, она направляет его. Фигура в короне, стоящая рядом с пушкой и указывающая скипетром на штурвал, вероятно, аллегория успешного монаршего правления, достигаемого военными победами.
Значение нижнего картуша менее понятно, так как изображенные атрибуты, жесты фигур встречаются на гравюрах и в литературе петровского времени в самых различных контекстах. Так, в листовке, объясняющей изображения на триумфальных воротах, воздвигнутых учителями Славяно-греко-латинской академии к торжественному въезду Петра I в Москву 11 ноября 1703 года, мы встречаем такой образ: "Благоразумие в царственных и воинских делах, в образе жены, в руке зерцало и ужа держащия..." (см. "Торжественная врата, вводящая в храм безсмертныя славы..."// Панегирическая литература петровского времени. Русская старопечатная литература XVI - первая четверть XVIII века. М., 1979, с. 143). На триумфальных воротах, построенных к въезду Петра в Москву 19 декабря 1704 года, было изображено "Властолюбие Неправедное... верхняя одежда, кожа барсовая... у тоя одежды ужы знамение коварства" (см. "Преславное торжество свободителя Ливонии..."// Панегирическая литература петровского времени. Русская старопечатная литература XVI - первая четверть XVIII века. М., 1979, с. 157).
Смысл нижнего картуша, вероятно, может быть раскрыт через текст, помещенный между фигурами под императорской короной: «Таковым образом через помощь Божию отечественная сия крепость возвращена, которая была в неправдивых неприятельских руках 90 лет». Представляется уместным предположить, что фигура с зеркалом и подзорной трубой - аллегория Истины, в то время как правая фигура с ключом, попирающая ногой змею, - аллегория Церкви или Божьего Промысла. Именно этот аспект (восстановления Божественным провидением справедливости) подчеркивался во всех триумфальных церемониях того времени. Так, на тему взятия крепости учителями Славяно-греко-латинской академии была поставлена пьеса «Торжество мира православного», в которой мы находим сходный с гравюрой круг образов и аллегорий: действующими лицами являются бог Марс и богиня войны Беллона, присутствуют аллегории Благочестия, Правды, Мира, Милости, Фортуны, Мужества (см. Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII века). М., 1974, с.200 - 215)