О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

ВНУКОВ ФИЛИПП ТЕРЕНТЬЕВИЧ

1734, Санкт-Петербург - 1764, Санкт-Петербург

ЧЕЛНАКОВ НИКИТА ФЕДОРОВИЧ

1733/1736, Москва - 1790, Санкт-Петербург

ПРОСПЕКТ ОРАНИЕНБАУМА

1755 - 1761

Из альбома "Виды окрестностей Санкт-Петербурга". СПб., 1761

По оригиналу М.И. Махаева

Офорт, резец. 621х800; 495х680 мм (левая часть); 620х865; 510х705 мм. (правая часть)

Под изображением слева: Рисовалъ Мастеръ М. Махаевъ.; справа: Вырезывали Ф: Внуковъ Н: Челнаковъ въ С. Петербургѣ при Императорской Академїи Наукъ. 1761 Года.

По сторонам от картуша: Проспектъ Оранiенбаума, увеселительного дворца Ея Императорскаго Величества при Финляндскомъ Заливѣ противъ Кронштата. Vüe d`Oranienbaum Maison de Plaisance de Da Majeste Imperiale de toutes les Russies &c. & c. &c. Sur le Golfe de Finlande vis à vis de Cronstadt.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-19956 (правая часть); ГР-19957 (левая часть)

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 1, стб. 166, №1; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 648, №№29-33

На двухлистовой гравюре изображен "Меншиковский" дворец (1711 - 1725, арх. Д. Фонтана, И. Шедель), с 1743 служивший резиденцией наследника престола великого князя Петра Федоровича. На переднем плане слева видна парадная гавань, часть ковша канала, связывающего дворец с взморьем, а также нижний регулярный парк. На переднем плане справа - павильон "Картинный дом" (1711 - 1725, арх. И. Шедель). Симметричная "Картинному дому" "Померанцевая оранжерея" (1711 - 1725, арх. И. Шедель; на гравюре в левой части листа) - не сохранилась. За "Померанцевой оранжереей" можно рассмотреть мачты и паруса судов, стоящих на Нижнем пруду, в те годы называвшемся "Малым увесилительным морем". На гравюре также запечатлены  "Каменное зало" (1750-е; арх. Ф.-Б. Растрелли (?)) и "Оперный дом" (1755, арх. П. Патон), не сохранившиеся в первоначальном виде.