О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

«ОПИСАНИЕ КОРОНАЦИИ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ И САМОДЕРЖИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ, ТОРЖЕСТВЕННО ОТПРАВЛЕННОЙ В ЦАРСТВУЮЩЕМ ГРАДЕ МОСКВЕ 28 АПРЕЛЯ 1730 ГОДУ» (М., 1730)

1730 - 1732

Коронация Анны Иоановны происходила в Успенском соборе в Москве 28 апреля 1730 года. Сразу после торжественных мероприятий началсь работа над коронационным альбомом, наблюдение за которым было поручено В.Н. Татищеву. Рисунки исполнялись в Москве и отсылались в Петербург, где переводилсь в гравюру учениками Гравировальной Палаты Академии наук - И.А. Сокоролым, Г.А. Качаловым, Ф.Е. Маттарнови под смотрением мастера Х-А. Вортмана. Последним 16 ноября 1730 года был отправлен портрет Анны Иоанновны, исполненный Л. Каравакком. Сопроводительный текст был отпечатан в конце того же 1730 года; работа над гравюрами же затянулась и целиком альбом увидел свет лишь в мае 1732 года. В общей сложности было подготовлено 15 гравюр с изображением различных атрибутов церемонии, планов Успенского собора и расположения столов, праздничного фейерверка. Также было подготовлено издание альбома на немецком языке. Некоторы таблицы немецкого издания были откорректированы или перегравированы, некоторые уменьшены до размера альбома, благодаря чему немецкий вариант отличался большей цельностью. Ряд досок (отпечатки с них представлены на сайте) были перегравированы для приложений камер-фурьерских журналов.

Граверы: Вортман Х.-А.

«ПЛАН СТОЛИЧНОГО ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗНАТНЕЙШИХ ОНАГО ПРОСПЕКТОВ, ИЗДАННЫХ ТРУДАМИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ В САНКТПЕТЕРБУРГЕ" (СПБ., 1753).

1753

Издание было выпущено к 50-летнему юбилею Санкт-Петербурга и включало в себя план города, восемь страниц описания и 12 видов (на 16 листах), выполненных по рисункам М.И. Махаева под смотрением Дж. Валериани и гравированных под руководством И.А. Соколова различными граверами Гравировальной палаты. Часть тиража была раскрашена акварелью.

Работа была начата в 1748 году. В силу большой срочности и сложности Махаев не зарисовывал виды города с натуры, а "снимал" их при помощи камеры-обскура. Каждый лист, просмотренный и исправленный Валериани, Махаев дорабатывал в деталях. Причем, "снимая" первоначальный вид, Махаев делал лишь общий набросок. Все детали - изображения судов, барж, карет, групп людей, он зарисовывал отдельно с натуры, затем закомпоновывая их в листы. Махаев принимал участие и в гравировании рисунков, нанося основные контуры на медную доску. Создатели  альбома были удостоены поощрения Елизаветы Петровы специальным указом ("Указ сената Канцелярии Академии наук о поощрении граверов..." от 14 июля 1753 года). 

Граверы: Васильев Я.В.; Виноградов Е.Г.; Внуков Е.Т.; Греков А.А.; Еляков И.П.; Качалов Г.А.; Соколов И.А.

ВИДЫ ПЕТЕРБУРГА

1729

Небольшая серия из трех видов создана О. Эллигером по рисункам Х. Марселиуса. Выбор для гравирования трех из девяти видовых композиций Марселиуса не случаен: они выполнены наиболее умело, кроме того демонстрируют панораму Невы вверх по реке: от Исаакиевской церкви до "огорода Его Императорского Величества". При переводе рисунков в гравюру Эллигер не ставил целью строгое следование оригиналам: он ввел в гравюры сильные акценты в виде изображений эффектных парусников на Неве ("Вид Адмиралтейства" и "Дворец Великого Адмирала...") и громадного плота ("Вид Дворцовой канцелярии со следующими палатами").

Граверы: Марселиус Х.; Эллигер О.

"ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПОРЯДКОВ БЛАГОПОЛУЧНОГО ВШЕСТВИЯ В ЦАРСТВУЮЩИЙ ГРАД МОСКВУ И СВЯЩЕННЕЙШАГО КОРОНОВАНИЯ ЕЯ АВГУСТЕЙШАГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШИЯ ДЕРЖАВНЕЙШИЯ ВЕЛИКИЯ ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТ ПЕТРОВНЫ САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ, ЕЖЕ БЫСТЬ ВШЕСТВИЕ 28 ФЕВРАЛЯ, КОРОНОВАНИЕ 25 АПРЕЛЯ 1742 ГОДА" (СПБ., 1744 - 1745)

1744 - 1745

Альбом, изданный на русском немецком языках, включал портрет Елизаветы Петровны и 48 гравюр с изображением триумфальных ворот, торжественного шествия в Москве и различных атрибутов коронации, выполненных по рисункам И.

-Э. Гриммеля ведущими граверами Гравировальной палаты Академии наук - И.А. Соколовым, Г.А. Качаловым, Х-А. Вортманом, И. Штенглиным.  Первый тираж альбома составлял 600 экземпляров (1744), в том же году был сделан дополнительный тираж в 50 экземпляров, в 1745 выпущено еще 900 экземпляров. Гравюры части тиража были подцвечены акварелью.

Граверы: Вортман Х.-А.; Качалов Г.А.; Соколов И.А.; Штенглин И.

«ГАЛЕРЕЯ ГРАВИРОВАННЫХ ПОРТРЕТОВ, ГЕНЕРАЛОВ, ОФИЦЕРОВ И ПРОЧ., КОТОРЫЕ МУЖЕСТВОМ СВОИМ, ВОИНСКИМИ ДАРОВАНИЯМИ ИЛИ ЛЮБОВИЮ СВОЕЮ К ОТЕЧЕСТВУ СПОСПЕШЕСТВОВАЛИ УСПЕХАМ РОССЙИСКОГО ОРУЖИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВОЙНЫ, НАЧАВШЕЙСЯ 1812 ГОДА»

1813 - 1821

Серия издавалась в Петербурге в виде тетрадей, каждая из которых содержала 5 портретов, сопровождающихся биографическим текстом на русском и французском языках. С 1813 по 1821 годы (даты начала и окончания издания) было выпущено 6 тетрадей с 30 портретами. 7-я тетрадь готовилась к печати, но опубликована не была.

Цена каждой тетради составляла 50 рублей. Был предусмотрен также специальный тираж в 20 экземпляров, который составляли отпечатки "до подписи" мастеров, продававшийся за 100 рублей.    

Граверы: Вендрамини Ф.

«НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОРОКА ДВУХ ВИДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОКРЕСТНОСТЕЙ ОНАГО СРИСОВАННЫХ С НАТУРЫ РАЗНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ С ПЛАНОМ ГОРОДА РАЗДЕЛЕННЫМ НА ЧЕТВЕРОУГОЛЬНИКИ ДЛЯ УДОБНОГО ОНЫХ ОЗНАЧЕНИЯ. К УПОТРЕБЛЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ» (СПБ., 1826)

1826

Альбом был издан типографом и владельцем книжного магазина А.И. Плюшаром, чья литографская мастерская специализировалась на выпуске серий с изображением видов Петербурга и окрестностей, петербургских типов. Судя по всему, он служил одновременно сувениром и путеводителем по городу. Виды не подписаны, однако известно, что над альбомом работали ведущие мастера литографии первой трети XIX столетия: П.А. Александров, К.И. Кольман, А.О. Дезарно, К.П. Беггров и другие.

Помимо собственно видов альбом содерджит исполненный резцом план города с пояснениями и указанием достопримечательностей, а также перечень литографий на французском (печатный) и русском языках (рукописный). В альбоме отсутствуют листы №№ 9, 11, 13, 14,  17, 21, 22, 24 - 27, 31, 33, 38, 40 - 42. При этом, сюда включен "Вид Дворцовой набережной (от Петропавловской крепости)" из изданий 1821 - 1822, 1824 и 1825 годов. Датировать листы настоящей серии возможно благодаря подробному перечислению литографировнных видов, содержащихся в каждом из альбомов Плюшара 1821 - 1825 годов, а также описанию этих изданий, составленных Е.Н. Тевяшовым (Описание нескольких гравюр и литографий. СПб., 1903). При сравнении описания "Новой коллекции сорока двух видов Санкт-Петербурга..." Тевяшова и перечня литографий альбома из собрания ГМИИ обращает на себя внимание несовпадение ряда изображений. Это, вероятнее всего, указывает на возможность варьировать состав издания, включением или исключением из него, по желанию заказчика, различных видов.

Литографии альбома известны в двух видах: однотонные и подцвеченные акварелью

Граверы: Александров П.А.; Беггров К.П.; Галактионов С.Ф.; Дезарно А.О.; Кольман К.И.

«КНИГА МАРСОВА» А.-М. МАЛЭ

1712 - 1727

1712 - 1713 (Первый вариант)

1715 - 1717 (Второй вариант)

1726 - 1727 (Третий вариант)

В середине 1700-х начальником Санкт-Петербургской типографии М.П. Аврамовым было предложено выпустить «Книгу Марсову» - своеобразную хронику Северной войны, которая объединяла бы подлинные документы - «юрналы» с изображением событий, причем гравюры должны были быть не иллюстрациями текста, а основой книги.

В первое издание (1712-1713) вошли 18 гравюр, изображающие все основные баталии со шведами. Часть иллюстраций (вид Шлиссельбурга, сражение на Чудском озере при реке Амовже, планы взятия Ниеншанца, Дерпта, Нарвы, Эльбинга, Выборга, Риги, Динамюнде, Кексгольма, Аренцбурга, Ревеля, битвы при Лесной, Полтаве) была скопирована с листовых гравюр А. Шхонебека (Схонебека), П. Пикарта, мастеров Оружейной палаты и Печатного двора в Москве. Часть гравюр (планы взятия Митавы, Пернова, сражений при Калише, Добром) подверглась изменениям: из больших эстампов с обилием картушей и аллегорических фигур взяты лишь общие планы, в некоторых случаях изменена ориентация по сторонам света, вместе с тем в планы введены изображения корабликов или всадников, придающих прикладной графике художественный характер.

Открывал издание титульный лист с видом Петербурга; на фронтисписе был помещен портрет Петра I в окружении аллегорических фигур и античных богов: Нептуна и Марса, обсуждающих ход битвы и Геркулеса, заносящего дубинку над врагом.

После выхода первого издания, работа над книгой не прекратилась. Она дополнялась планами тех военных событий, которые происходили в 1713-1714 годах: осады Штетина, Тоннинга, Бауска, Гельсингфорса, сражения при Фридрихштадте, деревне Лапола, реке Пелкиной и Гангутской баталии. Кроме того, сам Петр занимался редактированием издания. 19 апреля 1714 года он побывал в здании Санкт-Петербургской типографии и, желая придать «Книге Марсовой» большую торжественность, распорядился украсить ее изображениями фейерверков и видами взятых городов. В 1713-1715 годах было гравировано шесть видов: «Выборг» А.И. Ростовцевым, «Рига» Х. Девиттом, «Пернов» Пикартом, «Ревель», «Нарва» и «Нейшлот» неизвестными мастерами.

К 1717 году второе издание было полностью сформировано. Однако в отличие от первого варианта, где большая часть иллюстраций была объединена единым форматом и особенностями художественного оформления (с похожими картушами и текстом), вторая «Книга» отличалась неоднородностью изображений, отсутствием единого масштаба планов, разной манерой исполнения гравюр.
Третье издание готовилось уже после смерти Петра I в 1726-1727 годах и содержало преимущественно копии с известных эстампов петровского времени. Были перегравированы «Кроншлот» Пикарта, двухлистовая «Полтавская баталия», «Сражение при Гангуте», «Вступление войск в Москву после Полтавы» и «Ввод фрегатов в Санкт-Петербург» А.Ф. Зубова. Наибольший интерес здесь представляет гравюра «Взятие шведских судов "Астрильд" и "Гедан" в устье Невы 7 мая 1703 года», автором которой, по-видимому, выступил Зубов. Кроме того, были скопированы три баталии, гравированные по заказу Петра I в Париже по оригиналам французского художника П.-Д. Мартена Младшего. Битвы при Лесной и Полтаве по гравюрам Н. Лармессена копировал Ростовцев, а Гангутскую баталию по эстампу М. Бакуа - Зубов.
Работа над «Книгой Марсовой» была прервана в 1727 году с закрытием Санкт-Петербургской типографии.

Само издание, остававшееся основным направлением типографии на протяжении всего ее существования, представляет чрезвычайную редкость. Первый вариант был отпечатан тиражом в сто экземпляров, причем в музейных собраниях известен единственный экземпляр «Книги» 1712-1713 годов (в Отделе рукописей БАН). Точный тираж второго издания не установлен. Из одиннадцати известных экземпляров «Книги Марсовой» с гравюрами девять можно отнести к ее второму варианту, однако все они разнятся между собой. Способ подбора книги листами давал возможность индивидуального подхода к каждому экземпляру, при этом в некоторых случаях в переплет попадали и большие эстампные гравюры. Иллюстрации «Книги Марсовой», напротив, получили самое широкое распространение. Они продавались в Петербургской книжной лавке отдельными листами, известны в многочисленных поздних оттисках и перегравировках

Граверы: Девитт Х.; Зубов А.Ф.; Неизвестные граверы Санкт-Петербургской типографии; Пикарт П.; Ростовцев А.И.

СЮИТА ЦАРСКИХ ПОРТРЕТОВ. 1742 - 1770-Е

1742 - 1769

Серия была выполнена по заказу Санкт-Петербургской Академии наук И. Штенглиным; гравирование ряда портретов первого издания (Петра I, Екатерины I, Анны Петровны), по-видимому, было поручено также А.Ф. Зубову. Всего известно 6 вариантов сюиты.

Первый и второй (1742 - 1745) включали портреты Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна Алексеевича (Ивана V), Петра I, Екатерины I, Петра II, Анны Петровны.

Третий (1740-е) помимо вышуупомянутых содержал портрет Анны Иоановны.

К четвертому изданию (середина 1760-х) добавлены портреты Федора Никитича Романова (патриарха Филарета), Ксении Ивановны Романовой

Кпятому (1768) - портрет Елизаветы Петровны

К шестому (1760-е - 1770-е) - портреты Натальи Кирилловны Нарышкиной и Софьи Алексеевны   

До сих пор не известно, по каким оригиналам выполнены портреты царей XVI - XVII веков. Д.А. Ровинский, ссылаясь на рукопись Я. Штелина о русских граверах писал, что оригиналами послужили копии И. Бельского с картин, хранящихся в Зимнем дворце. Он же привел и другую версию, согласно которой в качестве оригиналов были взяты живописные портреты И.Г. Ведекинда (Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т.4, стб. 25). 

Портреты государей XVIII века выполнены по оригиналам И.-Г. Таннауэра, Л. Каравакка, Л. Токе.

Граверы: Зубов А.Ф.; Штенглин И.

ПЕЧАЛЬНЫЙ КОРТЕЖ В МОСКВЕ

1826

Серия состоит из 5 листов; завершающий снабжен пояснительным текстом.

Изображена церемония вступления в Москву 30 арпеля 1826 года колесницы с катафалком Александра I. Как обычно, в ее оформлении принимали участи ведущие архитекторы, художники и ремесленные мастера, готовившие колесницу, катафалк, знамена, кареты, одеяние и все необходимое в торжественных проводах усопшего императора.

Тело Александра было выставлено на три дня в Архангельском соборе для прощания с ним народа.   

Известны изображения погребальной процессии в Петербурге: серия, изданная И. Трухачевым (СПб., 1826), а также альбом с изображением похорон Александра I, выпущенный в типографии А.А. Плюшара (СПб., 1826). 

Граверы: Неизвестный гравер.

ВИДЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. СПБ., 1761

1761

Альбом выполнен по рисункам М.И. Махаева различными учениками Гравировальной палаты Академии наук. Он включал 5 видов (на 8 листах) и сопровождался подписями на русском и французском языках. Известны экземпляры, раскрашенные акварелью.

При работе над рисунками этой серии, также как композициями для альбома "План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов..." использовалась камера-обскура. В 1755 году все рисунки серии были сделаны и переданы в Гравировальную палату. Работа над гравюрами шла с перерывами и была закончена только в начале 1760-х годов. В ноябре 1761 в газете "Санкт-Петербургские ведомости" появилось следующее объявление: "В Академической книжной лавке продаются нововырезанные проспекты Петергофа, Сарского села и Ораниэнбома на осьми листах, все вместе по три рубли, а в рознь двойные... по одному рублю, одинакие ж Зверинца и Эрмитажа по пятьдесят копеек". 

Граверы: Артемьев П.А.; Виноградов Е.Г.; Внуков Ф.Т.; Греков А.А.; Челнаков Н.Ф.

ВИДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОКРЕСТНОСТЕЙ. ЛИТОГРАФИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ. СПБ., 1921 - 1926

1821 - 1826

Первое издание серии сотояло из 6 тетрадей по 4 листа в каждой. Таким образом, оно включало в себя 24 литографии, напечатанные тиражом в 300 экземпляров с тоном и 50 без тона. 1-я и 2-я тетради вышли в свет в 1821 году, 3-я и 4-я - в 1822 году, 5-я и 6-я - в 1823 году. Первые восемь листов печатлись в литографской мастерской при Главном штабе, остальные - в одной из лучших частных мастерских - литографии П.Ф. Гельмерсена. Во второе издание (1824 - 1826) вошла 21 литография

Граверы: Беггров К.П.; Брюллов А.П.; Воробьев М.Н.; Галактионов С.Ф.; Сабат К.Ф.; Шифляр С.П.

ПОДАРОК ДЕТЯМ В ПАМЯТЬ 1812 ГОДА ИЛИ "ТЕРЕБЕНЕВСКАЯ АЗБУКА". СПБ., 1815

1815

Состоит из 34 листов в футляре. На лицевой стороне футляра: Подарокъ дѣтямъ въ память 1812го. года. Продается въ книжной лавкѣ Плавильщикова подъ №28. На оборотной стороне: Печатать позволено С: Петерб: 1814го. года Декаб: 30го. дня цензоръ Стат: сов: и Кавалер. И: Тимковскiй. въ Типогр: В: Плавильщикова.

 

"Азбука" включала 34 карикатуры, выполненных технике офорта и раскрашенных акварелью (все изображения были гравированы на трех больших досках и впоследствии разрезаны). Каждый лист содержал двустишие, начинаясь или заканчиваясь на определенную букву алфавита. Оригиналами для "азбуки" послужили гравюры на события войны 1812 года И.И. Теребенева, А.Г. Венецианова, И.А. Иванов; автором гравюр и стихотворных посвящений, по-видимому, выступил Теребенев. Полные экземпляры издания чрезвычайно редки.  

Граверы: Венецианов А.Г.; Иванов И.А.; Теребенев И.И.

СОБРАНИЕ ПОРТРЕТОВ ВОЕННОЙ ГАЛЕРЕИ ЗИМНЕГО ДВОРЦА

1821 - 1827

Серия гравированных портретов выполнена по живописным оригиналам Дж. Доуиз Военной галереи Зимнего дворца. Первоначально предполагалось выпустить от 75 до 200 портретов. Однако полностью замысел осуществить не удалось. За комплект гравюр были назначены цены в 1000 (на индийской бумаге) и 600 (на простой бумаге) ассигнациями. По отдельности гравюры продовались по 25 (на индийской бумаге), 20 (первые оттиски, proof) и 10 рублей. Незначительная часть тиража была ракрашена. Печатью с досок занимался печатник ИАХ Сычынев.

 

Граверы: Гейтман Е.И.; Доу Г.; Райт Т.

LES CONTEMPORAINS RUSSES. СПБ., 1839

1839

Серия "Русские современники" была задумана в виде тетрадей, каждая из которых должна была содержать несколько портретов выдающихся государственных и военных деятелей, представителей искусства и науки. В 1839 была выпущена первая тетрадь, которая содержала 12 портретов. Гравюры были напечатаны на двух сортах бумаги: обычной белой (40 рублей за комплект гравюр) и "китайской" (60 рублей). Для второго издания Райтом был подготовлен портрет А.Ф. Львова, однако, дальнейшее издание серии, по неизвестным причинам, было прекращено.

Граверы: Райт Т.