О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

«КНИГА МАРСОВА» А.-М. МАЛЭ

1712 - 1727

1712 - 1713 (Первый вариант)

1715 - 1717 (Второй вариант)

1726 - 1727 (Третий вариант)

В середине 1700-х начальником Санкт-Петербургской типографии М.П. Аврамовым было предложено выпустить «Книгу Марсову» - своеобразную хронику Северной войны, которая объединяла бы подлинные документы - «юрналы» с изображением событий, причем гравюры должны были быть не иллюстрациями текста, а основой книги.

В первое издание (1712-1713) вошли 18 гравюр, изображающие все основные баталии со шведами. Часть иллюстраций (вид Шлиссельбурга, сражение на Чудском озере при реке Амовже, планы взятия Ниеншанца, Дерпта, Нарвы, Эльбинга, Выборга, Риги, Динамюнде, Кексгольма, Аренцбурга, Ревеля, битвы при Лесной, Полтаве) была скопирована с листовых гравюр А. Шхонебека (Схонебека), П. Пикарта, мастеров Оружейной палаты и Печатного двора в Москве. Часть гравюр (планы взятия Митавы, Пернова, сражений при Калише, Добром) подверглась изменениям: из больших эстампов с обилием картушей и аллегорических фигур взяты лишь общие планы, в некоторых случаях изменена ориентация по сторонам света, вместе с тем в планы введены изображения корабликов или всадников, придающих прикладной графике художественный характер.

Открывал издание титульный лист с видом Петербурга; на фронтисписе был помещен портрет Петра I в окружении аллегорических фигур и античных богов: Нептуна и Марса, обсуждающих ход битвы и Геркулеса, заносящего дубинку над врагом.

После выхода первого издания, работа над книгой не прекратилась. Она дополнялась планами тех военных событий, которые происходили в 1713-1714 годах: осады Штетина, Тоннинга, Бауска, Гельсингфорса, сражения при Фридрихштадте, деревне Лапола, реке Пелкиной и Гангутской баталии. Кроме того, сам Петр занимался редактированием издания. 19 апреля 1714 года он побывал в здании Санкт-Петербургской типографии и, желая придать «Книге Марсовой» большую торжественность, распорядился украсить ее изображениями фейерверков и видами взятых городов. В 1713-1715 годах было гравировано шесть видов: «Выборг» А.И. Ростовцевым, «Рига» Х. Девиттом, «Пернов» Пикартом, «Ревель», «Нарва» и «Нейшлот» неизвестными мастерами.

К 1717 году второе издание было полностью сформировано. Однако в отличие от первого варианта, где большая часть иллюстраций была объединена единым форматом и особенностями художественного оформления (с похожими картушами и текстом), вторая «Книга» отличалась неоднородностью изображений, отсутствием единого масштаба планов, разной манерой исполнения гравюр.
Третье издание готовилось уже после смерти Петра I в 1726-1727 годах и содержало преимущественно копии с известных эстампов петровского времени. Были перегравированы «Кроншлот» Пикарта, двухлистовая «Полтавская баталия», «Сражение при Гангуте», «Вступление войск в Москву после Полтавы» и «Ввод фрегатов в Санкт-Петербург» А.Ф. Зубова. Наибольший интерес здесь представляет гравюра «Взятие шведских судов "Астрильд" и "Гедан" в устье Невы 7 мая 1703 года», автором которой, по-видимому, выступил Зубов. Кроме того, были скопированы три баталии, гравированные по заказу Петра I в Париже по оригиналам французского художника П.-Д. Мартена Младшего. Битвы при Лесной и Полтаве по гравюрам Н. Лармессена копировал Ростовцев, а Гангутскую баталию по эстампу М. Бакуа - Зубов.
Работа над «Книгой Марсовой» была прервана в 1727 году с закрытием Санкт-Петербургской типографии.

Само издание, остававшееся основным направлением типографии на протяжении всего ее существования, представляет чрезвычайную редкость. Первый вариант был отпечатан тиражом в сто экземпляров, причем в музейных собраниях известен единственный экземпляр «Книги» 1712-1713 годов (в Отделе рукописей БАН). Точный тираж второго издания не установлен. Из одиннадцати известных экземпляров «Книги Марсовой» с гравюрами девять можно отнести к ее второму варианту, однако все они разнятся между собой. Способ подбора книги листами давал возможность индивидуального подхода к каждому экземпляру, при этом в некоторых случаях в переплет попадали и большие эстампные гравюры. Иллюстрации «Книги Марсовой», напротив, получили самое широкое распространение. Они продавались в Петербургской книжной лавке отдельными листами, известны в многочисленных поздних оттисках и перегравировках

Граверы: Девитт Х.; Зубов А.Ф.; Неизвестные граверы Санкт-Петербургской типографии; Пикарт П.; Ростовцев А.И.

Сайты Музея